Бушуев

 

Виталий Васильевич 

 

(Bushuev Vitalii)

Можно ли, живя в четырех стенах своей квартиры, просыпаясь по утрам не от будильника, а от свежего воздуха, прорывающегося через открытую форточку, задумчиво спеша на работу или торопливо выгуливая себя и собаку в лесопарке, корпя перед компьютером  в поисках требуемых начальством решений, наскоро перекусывая во время обеда и распахнуто отдыхая с друзьями по вечерам, забыть, что мы – не сами по себе, а лишь часть того большого природного и человеческого земного и околоземного окружения, которое зовется Космосом – миропорядком, а не хаосом.

Нельзя, ибо этот порядок установлен не нами конкретно, а всей предисторией нашего бытия в общепланетарном  Доме – Экосе (от греч. Oikos – дом, местопребывание). Мы редко задумываемся об этом, как и о том, а кто – мы, откуда пришли, зачем живем, куда идем и что нас ждет. Но человек как существо чувствующее и мыслящее, понимающее общий ход событий и принимающее собственные решения, не может быть щепкой в мировом океане или опавшим по осени скрюченным древесным листом. Он – Личность, лицо этого мира, его отражение и деятельное начало. 

Как говорил один из выдающихся отечественных авиаконструкторов и физиков – философов Р. Бартини:

Есть Одно, оно Всё

Вселенная существует во мне неотделимо.
Как в шаровом зеркале весь
Мир во мне отображён.
Во мне содержится тот
Мир беспредельный,
В который, исчезая, я сам
Навеки включён.
Вечен
каждый миг...

Это всеединство Человека и Вселенной и является космизмом, как общемировым явлением на протяжении всей истории существования и развития общепланетарного Экоса. Во все времена своего существования Человек и в минуты горестных раздумий и в часы радостного наслаждения природой любил всматриваться в небо как в свое отражение, видя в нем как в зеркале свое лицо, свою душу, свои мечты, свои помыслы и замыслы. Космизм существовал всегда, либо в форме ведических представлений древних людей, либо в религиозно-философских учениях Древнего Мира и Средневековья.

Недаром еще древние греки на воротах Дельфийского храма писали: «хочешь познать себя, познай Вселенную». И наоборот: познаешь небо – узнаешь себя. И руководствовались этим наставлением во всех делах своих: в философии и военном искусстве, в общественном самоуправлении и медицине, в исторических изысканиях и семейном воспитании. Получалось...

Космизм Платона и Сократа открыл человечеству тайны миропознания и миропонимания, исходя из представления, что Человек и Вселенная – разные по материальному составу, но общие живые существа, имеющие разум и душу. И многие законы мира, действующие в космическом масштабе, вполне объясняют мотивы и образ действия человека на земле. И это понятие космизма, пусть и с разными отклонениями, обусловленными ходом исторического мышления и прогрессом научно-философского обобщения взаимоотношений Земли и Вселенной, просуществовало в своем самом общем виде века и тысячелетия.

Космизм Поднебесной (даосизм Лао-Цзы), также исходя из понимания единства Неба и Земли, провозглашенного еще Конфуцием, опирался на понятие «дао» – первоосновы бытия, неизменности и упорядоченности «вселенской гармонии и  церемонии» – ее цикличности, проявляемой как в природе, так и в общественных делах. Главное в космической идеологии Востока – сохранить статус – кво во взаимопонимании  неба и земли, фэншуй – гармонию в доме и ритуальность  между старшими и младшими в их общественных и бытовых взаимоотношениях. Необычность космологии Поднебесной заключается еще и в том, что небо представляется в форме круга, а земля – в виде квадрата. При этом земной квадрат, освященный небом, – это сама Поднебесная, а углы земной тверди, недоступные небесному свету – это территория «врага». Тем самым земная ойкумена как бы делится на «свою» и «чужую» территории. И хотя это противопоставление сегодня не отражается во внешней политике Поднебесной, тем не менее в идеологическом мировоззрении космизма оно присутствует.

Иногда космизмом называют теологические рассуждения, идущие от средневековья, о противопоставлении Бога и Сатаны, вечно сражающихся за души человека на земле и в небе. Но этот вариант, на наш взгляд, уже ушел в прошлое, уступив место религиозному противопоставлению материального бытия и потустороннего (духовного) мира как двух разных ипостасях раздвоенного субъекта, а не единой личности.

Космизм часто отождествляют с научно-естественными (космогеническими) представлениями в основном европейских мыслителей, начиная со времен Канта и Лапласа, о происхождении и развитии Земли и Вселенной из звездной пыли, а также философскими рассуждениями Гегеля о заполнении априори существующих мирового пространства и времени материальным субстратом, а затем и самостоятельным духовным началом. Гегелевская версия происхождения Вселенной, начиная с «Большого взрыва» и последующего формирования звездных систем и планет, а уже много спустя – зарождения жизни на одной из них в составе Солнечной системы – на Земле, а потом – ее «тепловой смерти», на мой взгляд, имеет мало что общего с проблемой космизма и космологии, которые исходят из того, что мир – не замкнутая, а открытая система.

Особняком в вопросах развития космизма стоят эзотерические представления Е. Блаватской, Г. Гурджиева и Н. Рериха. Обычно считают эзотеризм разновидностью оккультизма, тайного знания, доступного лишь посвященным, связанным с высшими духовными силами. Но сегодня, когда «голимый» материализм уже исчерпал свою физическую силу в науке, в том числе и космологии, и все больше нуждается в поддержке со стороны веры и духовных знаний о единстве человеческого и космического мира, многие эзотерические представления не лишены своей привлекательности и убедительности в формировании научно-естественного и культурно-духовного образа «нового космизма». Тезисы того же Г. Гурджиева и его ученика П.Д. Успенского о трехмерном времени были использованы авиаконструктором и физиком – философом Р. Бартини при создании 6-мерного мира и новой физики с ее законами сохранения подобия в разных соразмерных системах (в небесной механике и электричестве, в аэродинамике и гидравлике). Примером сближения науки и эзотерики являются также параллели Фр. Капра о связи восточной (во многом эзотерической) философии и квантовых представлений о голодинамике и телепатии. Квантовая физика сегодня заново открывает метафизические представления о космическом мире, содержащиеся в тайных знаниях эзотериков. 

А отсюда – уже недалеко и до представлений физика Ю.С. Владимирова (МГУ) о т.н. «дальнодействии» космических связей, когда пространственно-временные точки Вселенной сливаются в одно целое. А если быть последовательными, то и точка Омега, представляющая в версии Пьера де Шардена негэнтропийный скачок новой действительности, есть такой же аналог бифуркации общей земной и космической жизни. 

Поэтому космизм как явление мировой культуры не является «черным лебедем», неожиданно проявившимся в наши дни. Он всегда сопровождал человеческие устремления к звездному небу как зеркальному подобию земной жизни, будь то:

- мифологические и религиозные представления всеединства «человека и Вселенной»;

- естественно-научное развитие космологии и путей освоения ближнего и дальнего космоса;

- художественное (поэтическое) отражение гармонии «звездного неба и души человека» (В.П. Казначеев).

Нынешний космизм несовместим с многовековым философским вопросом о том, что же первично: материя или сознание; о том, как обстоит дело с причинно-следственными связями (Бог создал землю и человека за семь дней творения; или человек придумал бога как иллюзию своего небесного покровителя и разместил его отраженный образ в своей душе). Космизм, который сегодня становится «новым мышлением» человечества, становится идеей «будстрапа» – замкнутости во временном и пространственном представлении системы циклически развивающихся «обратных связей»: «потенциала – действия – энтилехии (по Аристотелю) как нового искусственного (вербального информационного) потенциала дальнейшего развития»; триединства «материи – энергии – организации»; «природы – общества – человека»; а также «геосферы – биосферы – ноосферы». 

Кроме того, космизм означает и единую систему взаимодополняющих и соединенных в общую гармоничную систему связей познания и мироустройства: «идея – вера – знания»; «ведизм – философия – наука»; «сциентизм – интеллектуальный мир – эко-социогуманизм в планетарном и космическом масштабе». 

В последние полтора столетия мир радикально изменился. Приоритеты материального стимулирования развития привели к доминанте промышленного производства и примату «золотого тельца», которые сделали человека «царем природы», уничтожающем все живое вокруг; техногенные и автогенные выбросы опасных отходов привели к угрозе глобального потепления и недопустимым климатическим изменениям; освоение всех земных анклавов, в т.ч. Африки и Арктики, а также и космоса было направлено на изъятие ресурсов; земледелие и животноводство уступило место химизации лесов и полей, уничтожению естественной среды обитания всего живого. Глобализация общественной жизни в угоду монополии однополярного мира уничтожила духовные и национальные, культурные и нравственные особенности народов, служившие им основой собственного развития. А новые угрозы цифровизации и роботизации труда под маркой интеллектуализации всех сторон жизни вызывают опасность истощения интеллектуальных запасов самого человека.

Стоит задача – обеспечить холистическое целостное и гармоническое развитие всех частей общепланетарного Дома – Экоса, который должен стать добротным и привлекательным, чистым и уютным местопребыванием для всех его обитателей. Жильцы в этом Доме должны стать не временными квартирантами, а подлинными его хозяевами, включая не только земные просторы, но и космические дали.
Космизм как система материального, энергетического, информационного и духовного всеединства Неба и Земли в этой связи должен стать приоритетным направлением развития всех земных и общей космопланетарной цивилизации.
Особое значение в этой связи приобретает «русский космизм», который уже имеет богатый исторический опыт его использования в естественно-научной и культурно-общественной жизни; четкое понимание необходимости и путей освоения Вселенной.
Россия является не «перекрестком между востоком и западом Евразии, а мостом между Землей и Космосом». И этот космический выбор – наше будущее.

А общие земные и космические представления культурно-ноосферного бытия придают «русскому космизму» необычайно богатые творческие возможности в части реализации принципов всеединства мира.