Человечество не переставало восхищаться звездным небом на протяжении всего исторического пути своего существования. Казалось бы, оно всматривается в своего «двойника», рожденного одновременно и на просторах Вселенной и на берегах земной речки. Всматривается… и понимает: чувством и мыслью, верой и логикой, подсознательно и доказательно, что Земля и Космос, всегда были, есть и будут единым целым в общем мироздании. Космизм как явление мировой науки и культуры – это отражение в памяти, умах и в будущей картине мира всеединства и пространственно-временного подобия небесных сфер и земных геоторий, всеобщности жизни как наивысшей формы общих энергетических процессов и всесвязности человека и его небесного «старшего брата» во всех материальных, культурных и духовных скрепах.
Совместное представление Человека и Вселенной в виде единой системы существовало и в Древнем Мире (у Платона и Сократа), в Поднебесной (у Лао-Цзы и Конфуция), и в средневековой и новой Европе (у Канта и Гегеля, у Гете и Б. Рассела, у эзотериков Г. Гурджиева и Е. Блаватской). «Хочешь познать Вселенную, познай себя» и наоборот – этот тезис дельфийских мудрецов надолго увязал воедино Космос и человечество.
Русский космизм оформился как самостоятельное явление мировой культуры в конце ХIХ – начале ХХ вв., в период, когда идеи материального развития общества и образ «золотого тельца» уже перестали вдохновлять человечество на новые подвиги. Когда мистицизм в отношениях Бога и Сатаны разрушил единство религии как духовного начала жизни. Когда естествознание стало интегратором научной, культурной и информационной жизни общества. На просторах России и в ее доисторической памяти всегда сохранялась триадическая вера в добро, истину и красоту. И она поддерживалась всеми человеческими отношениями, научными прозрениями и гармонией человека и природы, человечества и Космоса.
Но неверно, что русский космизм стал делиться на религиозно-метафизический, естественно-научный и духовно-поэтический виды. Конечно хорошо, когда представители русского космизма были одновременно философами, учеными и поэтами, как-то: К. Э. Циолковский и А. Л. Чижевский, Велимир Хлебников и В. П. Казначеев. Это вносило в общую картину русского космизма и философскую обоснованность новой жизни, и логику трансформации новых законов развития и образность чувственно постигаемого и отображаемого мира. Но разве В. И. Вернадский, Н. А. Умов, Н. Ф. Федоров – ученые с мировыми именами и достижениями, родоначальники антропокосмизма, меньше сделали для развития русского научного мироединства. А поэты – Вал. Брюсов, Макс. Волошин, Ал. Блок, не говоря уже о их предшественниках – А. Фете и Ф. Тютчеве, не написавшие ни одной научной статьи или философского трактата, но своим творчеством сближающих небо и землю, делающих их единым домом для проживания человечества, менее достойны называться русскими космистами?
Поэтому делить «русских космистов» на философов, ученых и поэтов – значит обеднять их творческий потенциал и их деяния во славу России и ее будущего.
И все же еще одно принципиальное отличие «русского космизма» от общемирового всеединства Земли и Неба стоит упомянуть. Русский космизм основан на исторической памяти народа, его ведических начал, понимании самой жизни как космопланетарного явления, не занесенной из глубин космоса «зелеными человечками», и не созданной Богом за семь дней творения. Земля и Космос в нашем представлении – это параллельно развивающиеся объекты и субъекты мира, как созданные по системе обратных связей, так и эволюционирующие в этой системе по законам цикличности и подобия.
«Русский космизм» всегда воспринимал единство человечества и Вселенной как глобальное явление, не отождествляя его с развитием материального мира или соответствующей религиозным догматом, с политическими или идеологическими особенностями развития земной цивилизации.
«Звездное небо и душа человека» – вот, по определению В. П. Казначеева, основные черты «русского космизма», который является примером для других стран и народов, межгосударственных системных образований и цивилизаций в деле освоения Космоса как коллективного Дома-Экоса (местопребывания человечества). Разумеется, каждый народ в силу своих природных, исторических и социогуманитарных условий может по-разному представлять себе обустройство своего Дома. Но общая задача человечества, и в этом кроется направляющая роль «русского космизма» – это освоение космоса не в военных или ресурсных целях, не в целях установления космического гегемонизма, а в интересах естественного стремления человечества «заглянуть за горизонт», стремления понять, кто мы и откуда, а также «камо грядеши» – куда идти.