(комментарии к книге А. Эткинда «Природа зла. Сырье и государство».)
1. Цивилизация – это большая энергетическая система, включающая энергетический потенциал (природные и рукотворные ресурсы), его трансформацию в систему энергетической жизнедеятельности и расширенное воспроизводство общественного богатства, используемого как для поддержания существования человека и социума, так и для его материального, культурного и интеллектуального развития.
2. Это (наше) определение полностью подтверждается в кн. А. Эткинда, где упор делается на природно-ресурсном факторе в истории становления мировой цивилизации. В отличие от Рикардо-Марксовой триады потенциала развития «земля – труд – капитал» автор говорит о более широком представлении «природа (ресурсы, включая недра, биосферу, воду и воздух, и география их размещения, в том числе и инфраструктура) – энергия (затраты труда на добычу, переработку сырья в продукты с более концентрированной энергоемкостью, затраты физической энергии и интеллектуальных знаний на эти цели) – общество (политическая и социальная организация).
3. При этом (у А. Эткинда) ресурсную экономику определяет география размещения сырьевых ресурсов и соответственно транспортно-энергетическая инфраструктура их доставки из мест добычи в центры переработки и использования. Источником ресурсного богатства является природа, а организатором его использования – государство.
4. В истории человечества доминирующими ресурсами были огонь (для подсечного земледелия), лес с животным миром (пушнина) и деревом как строительным материалом и топливом, сельхозресурс (зерно, хлопок, мясо и овощи), вода (не только для питья, но и как энергетический ресурс для водяных колес и как транспорт для перевозки товаров). В век промышленного производства – уголь, нефть и газ. Завтра таким ресурсом станет климат (пресная вода и чистый воздух).
5. Вид доминирующего ресурса определяет и организационно-политическое устройство государства.
Распределенный ресурс не требовал жесткой централизации общественного государства, и оно создавалось в основном для охраны внешних границ и для экспансии на новые территории. Но уже для защиты ресурсного экспорта требовалась авторитарная власть. Поэтому все экспортно-ориентированные страны, включая царскую Россию, Китай, страны Ближнего Востока были монархиями.
Добыча угля с рабским трудом регулярно бастующих шахтеров привела к социал-демократии, а менее трудозависимая добыча нефти – способствовала неолиберализму. При этом государство, зависящее он нефтяного экспорта, перестало зависеть от людей, ибо доходы чиновников определялись не налогами от своих граждан, а поступлениями от нефтяных компаний. И это способствовало расслоению общества, где трудящийся оставался малообеспеченным, а элита – владела основными нетрудовыми доходами.
6. В таком государстве «суверен хочет общего блага, элита стремится к богатству, а народ – к выживанию». (А. Эдкинд).
Население для такого государства вообще не нужно. Еще А. Смит говорил, что в ресурсно-ориентированном государстве главная монополия принадлежит не производителям, а перевозчикам и торгашам.
Распределение благосостояния не имеет никакого отношения к качеству труда. Собственники богатели быстрее менеджеров, а те – быстрее тружеников. Сфера науки и социального обеспечения финансировались по остаточному принципу. А силовые структуры (начиная с опричнины) укреплялись для поддержания власти, а не общества.
7. Государство, ориентированное на сырьевой экспорт, становится «паразитом»: оно живет за счет проедания своих ресурсов. Нельзя предвидеть то, на чем основано твое богатство. Экономика сырьевого государства живет по «закону убывающей стоимости»: сырье по мере его использования всегда дешевеет. При этом важно не то, что эти ресурсы исчезнут. Закончатся или перестанут быть востребованными одни, но им на смену придут другие. А в экономике перерабатывающего производства действует закон возрастания стоимости. Новая продукция всегда дороже прежней, и потому она привлекательна для инвесторов. Паразитизм сырьевого (а не трудоиспользуемого) государства заключается в том, что экспорт как вирус живет за счет общественного богатства, ослабляя иммунитет страны по отношению к внешним вызовам и смене мировых приоритетов развития. Сегодня это – переход к экологическому и компьютерному миру.
8. Ценность продуктов в обществе оценивается по наиболее универсальному товару для обмена. Вчера это был золотой стандарт, сегодня нефтяной, завтра – карбоновый. А параллельно – информационный, хотя об этом рукотворном ресурсе в книге А. Эдкинда ничего не сказано.