О человеке, об окружающем мире природы и общества, о космосе, о прошлом, настоящем и будущем.
Наука – это фотография мира, как настоящего, так и будущего. Она дает его реальное или умопостигаемое отображение на плоскости пространства и времени. Научные статьи обычно пишутся прозой, со ссылками на авторитеты и общепринятые каноны действительности, с попытками дополнить их какими-то собственными логически обоснованными соображениями, не допуская никаких метафизических представлений о действительности и о будущем. Иначе вы будете обвинены в «лженауке» и отлучены от академических изданий и материальных поощрений.
То ли дело – стихи и поэмы. Они, как правило, не фотографическое отображение окружающего мира, а образ этого мира, нашедший свое отражение в душе поэта, и состояние самой души под влиянием внешних и внутренних факторов.
Если для «чистой науки» важна логическая цепочка мыслей и утверждений исследователя, то для поэзии более значимым представляется чувственная модель этого мира, его иррациональность и иллюзорность, создающая его духовное начало.
Здесь совершенно не причем т.н. «основной вопрос философии: что первично – материя или сознание». И ученые и поэты могут быть реалистами и идеалистами, акцентируя внимание только на одной грани окружающей и мыслимой действительности: мира бытия и мира веры. А видеть мир в его многогранности и развитии – это либо удел непризнанных для своего времени гениев, либо необходимое качество работников интеллектуального труда нашего и будущих поколений. Только соединение логики и образности, вещной реальности и чувственного восприятия, конкретных знаний и веры дает возможность людям познать мир во всей его глубине и красоте, во всем его величии и личной сопричастности к нему. Человек и Мир – это два взаимосвязанных подобия (фрактала), представляющих взаимосвязанную систему. И познание ее выполняется также двумя взаимосвязанными методами: чтобы поверить – «надо проверить, а чтобы проверить – надо поверить».
Не причем и стиль представления читателю мыслей и утверждений автора. Многие исследователи в прошлом (Леонардо да Винчи, Лао – Цзы, Ломоносов) излагали свои утверждения в стихотворной форме, а поэты (У. Уитмен, О. Хайам, М. Волошин) – рифмованными строками и белыми ритмическими строфами воссоздавали физические и исторические картины мира, описывали научные открытия в области космоведения и энергетики, биологии и математики.
Но еще большее влияние на прогресс в научном и художественном ведении мира имели те творческие личности, которые в общем мироведении проходили не по разряду ученых или поэтов, а по «разряду мыслителей»: Аристотель и Данте, Гете и Эйнштейн, Циолковский и Вернадский.
Многие русские космисты: В. Хлебников и А. Чижевский, Л. Гумилев и В. Казначеев, Р. Бартини и Н. Моисеев были одновременно и поэтами и учеными. Наука для них была не просто родом занятий, а творчеством во имя будущей космопланетарной цивилизации, а поэзия поддерживала веру в ее осуществление, воспевала мир, в котором Земля и Человек, Космос и Жизнь составляли единое целое.
И это единение в одном лице ученых и поэтов очень важно для будущего человечества, где гуманитарии и информационщики, энергетики и космисты, инженеры и «творяне» (по определению В. Хлебникова) станут представителями одной профессии – интеллектуального труда, зачинателями «умных машин» и новых «сказок о будущем».